Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей

«Воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей».

Автор: Хисаева Айсылу Шарифзяновна

Воспитатель 1 категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №105 «Дюймовочка» г. Набережные Челны

Содержание.

 Введение   ……………………………………………………….………. 3

 Глава I.     Теоретические основы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей..…………………………………………….5    

 

  1. Историография проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов...5  
  2. Современные подходы к проблеме воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.  ……………………………….8
  3. Средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста. …………………..9  

Глава II.     Организация работы по воспитанию симпатии и уважения к людям разных национальностей в дошкольных учреждениях.  ..………14

           

  1. Виды занятий по обогащению знаний детей о культурах разных народов.  ……………………………………………………………………...14
  2. Систематизация знаний и представлений о разнообразии и     общности культур разных народов.  ……………………………………….15

Заключение    …………………………………………………………...16

Библиография    .………………………………………………………..17

 

Приложение    

 

Введение.

         Родился ребёнок! Появился на свет новый член сообщества людей, и жить ему в обществе, которое до него уже было создано. Оно представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по другому молятся, соблюдают иные традиции. К сожалению, на современном этапе развития общества часто происходят межнациональные конфликты, основанные на неуважении и нетерпимости между людьми. Каждый человек должен представлять для другого человека партнера по общению, труду, отдыху. И тут национальная принадлежность играет не решающую роль, здесь главное - вызывает  ли человек интерес как личность, может ли он сочувствовать, сопереживать своему партнеру, уважать его. Однако нельзя полностью отодвигать на последний план национальность человека ведь именно он и является носителем особенностей и традиций своей нации. Умение сочувствовать и уважать людей разных национальностей  не могут появиться сами собой их необходимо воспитывать, начиная с самого начала, с тех пор, когда ребёнок попадает в первый в своей жизни коллектив – детский сад.

        В «Концепции дошкольного воспитания» перед педагогами дошкольных учреждений ставится задача: к концу дошкольного возраста ребенок должен замечать, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него; у ребенка рождается чувство значимости другого; переживания приобретают личностную окрашенность; на основе сопереживания рождаются сочувствие и сорадость; формируются начала нравственного сознания.

        Дошкольное воспитание стремится отвечать потребностям времени. Учитывая возросшую потребность в интернационализации общества, педагоги - дошкольники  проводят большую работу, чтобы открыть перед детьми богатство и разнообразие культуры народа, к которому они принадлежат, а также знакомят ребят с культурой народов проживающих рядом, стремясь, чтобы дети поняли равнозначность людей разной национальности для общества. Однако на практике, зачастую работа сводится к ознакомлению детей с особенностями и культурой доминирующей в данной местности национальности, что в свою очередь не способствует развитию интереса к людям других национальностей, принижая их социальный статус.

   Принимая во внимание все выше сказанное,  мы  решили посвятить   данную контрольную  работу   изучению проблемы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

  Цель нашего исследования теоретически обосновать и на практике проверить возможности воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

  Объектом исследования является процесс поликультурного воспитания детей дошкольного возраста.

   Предметом исследования – средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

        Мы поставили перед собой задачи:

  1. Изучение теоретических основ поликультурного воспитания дошкольников.
  2. Дать характеристику процессу поликультурного воспитания дошкольников.
  3. Выделить наиболее эффективные средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

Глава I.  Теоретические основы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей

  1. Историография проблемы поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

 Известно, что педагогика – наука, отвечающая потребностям общества. На разных этапах развития общества перед педагогами стояли разные задачи. Во времена социалистического реализма, то есть в советское время, все разделы воспитания, в том числе и интернациональное, были пронизаны идеологией насквозь. Это и понятно ведь в это время требовалось воспитать «будущего строителя коммунизма».

 Выдающиеся педагоги того времени Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский (многие их идеи и теперь актуальны) сыграли большую роль в разработке проблем интернационального воспитания.

 В статье «Интернациональное воспитание в начальной школе» Н.К. Крупская писала, что «интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа». Она призывала воспитывать с раннего детства дружбу между детьми разных национальностей, указывая не то, что «не годиться, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность…

       Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей…». /4; 10/

       Значительный вклад в разработку проблемы интернационального воспитания внес А.С. Макаренко. Он указывал на необходимость воспитывать гражданина интернационалиста, любящего Родину, окружающих его людей. Добиться этого можно только при условии систематического воспитания, путем всестороннего воздействия на ребенка, начиная с раннего детства. Кроме того, он подчеркивал, что воспитание подрастающего поколения требует соединения усилий семьи, школы, общественных организаций.

 Исключительную роль в вопросах воспитания Антон Семенович отводил коллективу. Он считал, что только в коллективе можно воспитать настоящего человека – патриота своей Родины, интернационалиста.

А.С. Макаренко разработал и осуществил программу воспитания детей в коллективе, нашел эффективные средства для преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей и сплочения их в единый коллектив, для укрепления дружбы и товарищеской взаимопомощи внутри этого коллектива. На практике он добился ликвидации проявлений национализма среди своих воспитанников. /10; 141/

  О важности и необходимости интернационального воспитания писал и В.А. Сухомлинский. Он считал необходимым, чтобы школа и семья способствовали развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, к родному уголку земли и кончая гордостью величием Советской державы.

  В тридцатые годы прошлого столетия был накоплен интересный опыт по интернациональному воспитанию дошкольников.

  Педагоги тех лет считали, что интернациональное воспитание не должно носить характера компании на короткий срок, а должно иметь длительный, повседневный и систематический характер (Л. Раскин, Н. Дюжакова-Главная, К. Дружицкая и др.). Большое внимание педагоги уделяли работе с родителями и указывали на необходимость разъяснения им воспитательной работы проводимой детским садом. Одними из первых, предпринявших попытку определить задачи, принципы и уточнить содержание интернационального воспитания, были Л.И. Красногородская, А.С. Фрейдгейм, С.Я. Файнштейн. Они раскрыли основное содержание этой работы: интернациональное воспитание в детском саду должно носить активный характер, пронизывать весь воспитательный процесс, проводиться постоянно, планомерно, совместно с культурно-просветительскими и общественно-политическими организациями. Сценарии утренников, стихи, песни, танцы должны были воспитывать у детей дружелюбное отношение к людям разных национальностей.

 Заслуживает особого внимания исследование Е.И. Радиной, проведенное в сороковые – пятидесятые годы прошлого века. Она провела большую работу по отбору и систематизации конкретного материала, относящегося к жизни и деятельности разных народов. По мнению Е.И. Радиной, детей надо знакомить в первую с трудом и бытом людей той национальности, к которой они принадлежат.

 Только после этого можно давать им сведения об особенностях других национальностей. Рекомендовалось обязательно сообщать детям о русском народе, о разнообразии природы нашей Родины, о труде населяюших нашу страну народов и особенностях их культуры. Предлагалось при проведении этой работы учитывать возрастные особенности детей и не перегружать их обилием материала.

 В эти же годы появилась книга А.П. Усовой, которая указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства.

       А.П. Усова указывала на значение народного творчества в интернациональном воспитании дошкольников. Народное творчество позволяет детям в доступной форме усваивать язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песни, игры доступны всем детям и имеют большое воспитательное значение, заключающееся в формировании любви и уважения к людям разных национальностей.

 В шестидесятые годы прошлого века большой вклад в разработку проблемы воспитания интернационализма внесла Р.И. Жуковская. Она разработала принципы формирования дружеского отношения дошкольников к людям разных национальностей. С помощью комплекса эффективных средств у детей развивалась любознательность, потребность в занятиях, воспитывалось положительное отношение к представителям разных национальностей. /4; 10-20/

 В восьмидесятые годы прошлого столетия М.И. Богомолова выпустила учебно-методическое пособие для учащихся педагогических институтов «Интернациональное воспитание дошкольников», в котором описала содержание, средства, формы, методы интернационального воспитания детей дошкольного возраста.

 Конечно же, вся литература перечисленных авторов пронизана советской идеологией, но если не учитывать этот факт, то их вклад в разработку проблемы интернационального воспитания трудно переоценить. Все эти  выдающиеся  советские педагоги заложили фундамент интернационального воспитания, на котором строится работа дошкольных учреждений и в наше время.

 Из современных исследований можно выделить исследование Т.Ф. Бабыниной «Традиции национальных культур» (Казань, 2005), в котором описаны особенности национальных культур народов Поволжья. Также в этом пособии даны рекомендации по практическому применению средств и методов ознакомления детей дошкольного возраста с традициями и искусством народов проживающих на территории республики Татарстан.  

 Нельзя обойти вниманием и труды зарубежных педагогов нашего времени и прошлых лет.

 Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная в XVI веке великим педагогом Я.А. Каменским. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновал «Панпедию» как программу универсального воспитания всего человеческого рода. Существенную часть «Панпедии» составляет формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей.   /11; 4/

       

  1. 2.  Современные подходы к проблеме поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. 

  Как уже подчёркивалось проблема интернационального воспитания детей была всегда актуальна. Хотя в современных педагогических исследованиях и используется другой термин – поликультурное воспитание, сущность его не изменилась, единственное что «осталось за бортом» - это идеологическая направленность.

 Цель поликультурного воспитания на современном этапе состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. /10/                                                                            

  Изменилось и наименование понятия – многонациональное общество, теперь принято говорить поликультурное общество («поли» - много). Это и понятно, ведь теперь нет «большого брата» (так раньше называли русский народ в СССР), теперь все народы и народности равны, а значит и культуры разных народов одинаково интересны и достойны, чтобы с ними знакомили детей на равных правах. Хотя иногда случаются перегибы в сторону одной из национальных культур, создающие опасные для формирования личности предпосылки этнокультурной изоляции. /10/

Значит цель поликультурного воспитания – толерантность. Само это понятие очень   объёмное,   толерантность   может   быть   и   социальной,  и  этнической,  и

религиозной, и так далее.

Современный словарь иностранных слов даёт следующее определение: «Толерантность старолат. tolerantia /терпение/ - терпимость, снисходительность к кому либо, чему либо». /11; 610/

Исследователь Смирнов С.В. предлагает такое определение: «Толерантность – терпение, терпимость, понимание, способность поникать и понимать ощущения других людей». /12/  

М. Орлова определяет толерантность так: помочь разным по мировоззрению, не похожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом. /Орлова М. // Дошкольное воспитание. – 2003 - №11. – С.51-53./ /12/

 Задачи поликультурного воспитания исследователи В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова на современном этапе определили так:

  1. глубокое и всестороннее овладение детьми культурой своего собственного воспитание толерантного отношения к людям других национальностей народа, что является неприметным условием интеграции в другие культуры;
  2. формирование у детей представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
  3. создание условий для интеграции детей в культуры других народов;
  4. развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
  5. воспитание детей в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.  /11;6/

 Сейчас один детский сад могут посещать дети разных национальностей, особенно в городах и крупных населённых пунктах, здесь следует говорить о «мультикультуризме». Раскроем это понятие  исходя из этнологии слова «мульти» - смысл, то есть взаимоотношение, взаимопонимание, взаимодействие, взаимовлияние, взаиморазвитие. В этом значении оно наиболее адекватно применимо к системе образования, в том числе и дошкольного. Да, да, и дошкольного, ведь дети уже с первого года жизни в яслях общаются с ровесниками разных национальностей, почти одновременно с тем, как они начинают ходить и активно развивается их речь (Б. Спок). /1; 89/

1.3.  Средства и методы воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей.

      Основным средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей является общение, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Уже с самого раннего детства ребенок общается сначала со взрослыми, которые его окружают, а потом со сверстниками. /8; 106/ 

      В современной России нет, пожалуй, ни одного детского коллектива, где бы не встретились дети разных национальностей. Попадая в коллектив, каждый ребенок приносит с собой багаж знаний и представлений о мире, который он получил от своих родителей и, конечно же, в нем есть место для представлений о национальной культуре своего народа. Попадая в поликультурный коллектив, ребенок обогащает свои знания о многонациональном мире, общаясь с детьми других национальностей. В этих условиях происходит систематическое воспитание симпатии и уважения к людям разных национальностей. На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывает влияние общие игры, прогулки, участие в совместном труде и так далее.

       Общение важнейшее из средств воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей, но нельзя забывать и об ознакомлении детей с культурой представителей     разных    национальностей.    Здесь    средством     поликультурного воспитания дошкольников становятся устное народное, декоративно прикладное, музыкальное творчество народов.  

       Если просто рассказывать детям дошкольного возраста о самобытности разных национальностей и в то же время и различиях между ними, дети, в силу своих возрастных особенностей, вряд ли, смогут понять, о чем с ними говорят. А на доступных их пониманию примерах из сказок, наглядном материале, педагогу легче будет добиться положительного результата в воспитании симпатии и уважения к людям разных национальностей.

Знакомясь с различными сказками народов Поволжья, ребёнок невольно станет сравнивать их друг с другом. Возможность и оправданность такого сопоставления заложена в самом характере сказочных сюжетов и образов. Сказки разных народов часто так схожи, что их можно считать разными национальными вариантами и версиями одного и того же произведения (например, русская народная сказка «Кот и лиса», удмуртская народная сказка «Котофей Иванович» и татарская народная сказка «Котан Иванович»; «Коза и волк» (татарская) и «Волк и семеро козлят» (русская); «Коза и овца» (татарская) и «Коза, баран и семя волков» (чувашская); «Петух и курица» (удмуртская) и «Кочеток и курочка» (русская); «Солдатский топор» (татарская) и «Щи из топора» (русская) и другие). /3; 5/

Мы можем подчеркнуть, что произведения устного народного фольклора является уникальным по своей всесторонности средствами формирования личности ребёнка, когда открывается естественное взращивание в нём лучших черт: нравственного, чуткого отношения к людям, любви к своему народу и уважения к другим. /3; 9/

Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей можно считать также и народные песни потому, что их язык интернационален. Если вслушаться в песни татарского, чувашского, удмуртского народов можно почувствовать некоторые сходства, хотя язык этих песен разный. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы. /3; 10/

К.Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры, рекомендовал педагогам «разработать этот богатые источник, организовать их». Он считал их материалом наиболее доступным детям, так как образы, сюжетам близки их воображению. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию и дружеское отношение к людям разных нацоинальностей («Тимебай» (татарская), «Горелки» (русская). Представления детей о родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов не только уточняются, закрепляются в народной игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и затем становятся основой их поведения и убеждений («Скачки на конях» (татарская), «Каравай» (русская). /3; 13/           

  Важное место среди средств воспитания толерантности у дошкольников является их собственная деятельность: игра, художественная деятельность. В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. В дошкольном возрасте происходит «интелектуализация детских чувств», переход от элементарных, неосознанных эмоций к сознательным и обобщенным (Л.С. Выготский). Сюжетно-ролевые игры позволяют закрепить нравственные представления, чувства, качества, которые формируются  на занятиях и в повседневной жизни. В художественной деятельности ребенок видит результат своего труда, радуется освоению новых знаний, глядя на него, может на собственном опыте прочувствовать отличия и сходства национальных культур разных народов. В этом виде деятельности у детей воспитывается уважение к труду представителей разных национальностей.

 Самое  близкое для детей дошкольного возраста средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей – это кукла в национальном   костюме.   Е.А. Флерина       указывала   на   то,  что    «игрушка не только радует, но и глубоко влияет на ребенка, игрушка воспитывает его». Среди игрушек она особо выделила куклу, способствующую расширению представлений о национальном костюме, знакомящую их с бытом людей разных национальностей.        

 Средством воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, толерантностью или жестокостью, нетерпимостью к чужому мнению, национализмом.

       Педагог – человек, который трудится сегодня, создавая наше завтра. Хотим ли мы, чтобы завтра была война? Конечно, нет! Каждому из нас хочется жить в мире, вот поэтому  сегодняшние педагоги должны личным примером показывать детям, как нужно относиться к людям разных национальностей. И здесь неприемлема позиция «человек в маске», ведь дети, словно рентгеновский аппарат видят педагога насквозь. Никакие самые красноречивые рассказы, суперпрофессионально проведенные занятия не воспитают в ребенке симпатии и уважения к людям разных национальностей, если сам педагог не толерантен, если все что он говорит и делает не идет от души и сердца его.    На воспитателях лежит большая ответственность за то, чтобы донести до детей простую человеческую идею превосходства доброты и любви над материальными благами, научить их сопереживать и уважать людей разных национальностей

        Педагог должен быть и компетентен в вопросах поликультурного воспитания, обладать информацией о современных взглядах на эту проблему, знаниями о современном социальном, политическом, экономическом состоянии общества, чтобы эффективно выполнить социальный заказ на воспитание толерантного человека.

          Дети, как и все люди постоянно находятся среди различных предметов. В домашней среде – это всевозможные бытовые предметы, а в детском саду всё, что окружает ребенка, образует предметную развивающую среду. По концепции С.Л. Новосёловой, «развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика». Значит и в решении задач по воспитанию у детей дошкольного возраста симпатии и уважения к людям разных национальностей нам поможет предметное окружение. О каждом  предмете можно многое рассказать с точки зрения его происхождения и истории, различиях  похожих предметов в культуре разных национальностей, предметах характерных только для одной из национальностей. Чтобы воспитательный эффект предметной развивающей среды был больше содержание её необходимо обновлять. Не обязательно постоянно именно новыми   предметами   заменять   старые,   можно   просто   одни   на  другие предметы предоставить в распоряжение детей. И ребята, играя с куклой в национально костюме, которую они некоторое время не видели, замечают в ней новые детали костюма, доброжелательную улыбку и так далее.

Методами воспитания толерантности у дошкольников можно считать: личный пример взрослых; создание педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в толерантном поведении; положительная оценка действий ребёнка взрослым. /8; 112/             

        Итак,  симпатия и уважение к людям разных национальностей является нравственным качеством личности, которое необходимо воспитывать, начиная с раннего возраста через общение со сверстниками и взрослыми разных национальностей, ознакомление с культурой и бытом разных народов, обогащение содержания игр дошкольников в хорошо продуманных и организованных педагогических условиях.

Глава II. Организация работы по воспитанию симпатии и уважения к людям разных национальностей в дошкольных учреждениях.

2. 1. Виды занятий по обогащению знаний детей о культурах разных народов.

Для того чтобы обеспечить запас знаний и представлений детей были проведены следующие виды занятий:

  1. чтение, рассказывание, изучение произведений устного народного творчества, причём акцент делали на то, как много схожего в русских, татарских, чувашских  сказках, пословицах, поговорках – все они учат добру и справедливости, храбрости и мужеству, трудолюбию и терпимости и так далее. Кроме того, прослеживалась схожесть образов. Например: лиса – хитрая и изворотливая, волк – глупый и ленивый.
  2. Для того чтобы дети смогли познакомиться с предметами утилитарного назначения, которые сопровождали повседневную жизнь наших предков и помогали им в справлении народных обрядов, были организованы экскурсии в музей ДОУ №28 «Снежинка» г. Наб. Челны, в котором широко представлены предметы быта татарского народа. Также дети посетили музей русского быта, созданный на базе ДОУ № 62 «Весняночка» г. Наб. Челны. Эти посещения вызвали большой интерес у детей, который проявился в их вопросах, высказываниях.
  3. В свободное от занятий время проводились народные игры (подвижные, хороводные, настольные, игры-забавы). Благодаря тому, что народные игры просты, многофункциональны и универсальны, они вызывают у детей особый интерес. Здесь мы подчёркивали то, что и татарские и русские народные игры во многом похожи, то есть дети разных народов одинаково любят проявить свою ловкость смекалку в игре, пообщаться со сверстниками, повеселиться.
  4. Во время прогулок проводились наблюдения за явлениями природы, в ходе которых не только обращали внимание на те или иные явления, но и приводили в пример народные приметы и пословицы, подчёркивая мудрость и наблюдательность, присущую всем народам.
  5. Для кукол были сшиты татарские, русские, чувашские, башкирские костюмы. При рассматривании и игры с куклами в национальных костюмах подчёркивались красота и разнообразие, национальный колорит и самобытность самих костюмов и их украшений
  6. Во время музыкальных занятий дети знакомились с песнями народов Поволжья и творчеством современных национальных композиторов. Эта работа позволила дать детям представление о многообразии народного музыкального творчества.
  7. Проведена консультация для воспитателей на тему: «Национальная одежда народов Поволжья».

 

2. 1.  Систематизация знаний о разнообразии и общности культур представителей

разных  национальностей.

Когда был накоплен определённый запас знаний детей, проводилась работа по систематизации этих знаний и представлений о национальных культурах разных народов. В этих целях проводили праздники и развлечения. Дети активно участвовали в их подготовке.

Интересным и полезным для детей был опыт общения с членами фольклорных коллективов посёлка, которые были приглашены на одно из развлечений. Дети с интересом рассматривали костюмы, интересовались их деталями, узнавали и называли элементы орнамента.

Таким образом, ещё раз отметим, что работу по воспитанию симпатии и уважения к людям разных национальностей проводили с применением различных форм организации детей, методов и приёмов, но ведущим условием этой работы была активная деятельность самих детей, их инициатива к этой деятельности и творчество.    

Заключение

       Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям разных национальностей. Эта проблема рассматривается в рамках поликультурного воспитания, но нельзя забывать и о нравственной её стороне.

     Зачастую в работе дошкольных учреждений, в  силу объективных обстоятельств, работе по нравственному воспитанию уделяется недостаточно внимания. Хотелось бы, чтобы наши детские сады снова стали бы воспитательными, а не образовательными.    

 

Библиография

  1. Абсалямова А. «Мультикультуризм» в постсоветском образовательном пространстве: методология понятия. // Дошкольное воспитание, 2005.- № 5. – С. 89 – 94
  2. Абузярова Л.А.  Предметно-развиваюшая среда ДОУ. // Ребенок в детском саду. – 2004. - № 6. – С. 30 – 33
  3. Бабынина Т.Ф.  Традиции национальных культур. – Казань., -  2004. – 187 с.
  4. Богомолова М.И.  Интернациональное воспитание дошкольников. – М., - 1988 – 110 с.
  5. Вафина Э.Дж.  Формирование толерантных отношений у молодежи. // Преподавание истории в школе. – 2004. - № 3. – С. 56 – 58
  6. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. – Санкт-Петербург, 2002. – 300 с.
  7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., - 2004. – 414 с.
  8. Концепция дошкольного воспитания
  9. Макаренко А.С.  О воспитании. - М.,- 1990. – 414 с.
  10. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы. // Педагогика. – 1999. - №4. – С. 3 – 6.
  11. Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. М.: Русский язык,- 1999., -  610 с.
  12. Орлова М.  Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – М., - 2003., - №11. – С. 51-54  
  13. Толерантное сознание   //  Интернет-сайт  «Толерантное сознание»  (http:   // www.peace.ru/tolerantce/whft_is_tolerance.htm)

     

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Национальная одежда народов Поволжья».

                                                           Воспитатель: Хисаева А.Ш.

Костюм представителей каждой национальности отличается друг от друга определенными особенностями. Они несут в себе яркий национальный колорит, отражающие вероисповедания и характер своего народа.

          Рассмотрим  одежду некоторых народов Поволжья.

                      Одежда чувашской национальности:

В одежде чувашей также как и у других народов отражалась социальная жизнь, природные условия, художественные вкусы, понятие о нравственном идеале, воззрениях и миропонимание народа в различные исторические эпохи.

Женскую одежду составляли: рубашка (кепе), халат (пупэр), штаны, передник, пояс, кафтан, шуба, платки, шали, лапти, сапожки, валенки, головные уборы с закрытым конусообразным и открытым верхом, головные полотенчатые уборы, налобная повязка, перевязь, подвески, наушные и нагрудные украшения, шейный наряд, кольцо, браслет, набедренник, поясной наряд, повязка поверх сурпана, кокошник, поясной кошелек.

У девушки гардероб отличался тем, что в него входили: рубаха, платок, головной убор с острым верхом боз, шейное украшение.

У мужчин в основе гардероба: тулуп, шляпа, шапка. Мужскую рубаху почти до колен шили из холста. Рабочие не украшались, а праздничные были с вышивкой по вороту, разрезу на груди, рукавам и подолу. Рубаха подпоясывалась домотканым из различных ниток, иногда кожаным или тканым поясом. На конце пояса были кисточки.

Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых (больше походила на одежду стариков). Костюм девочек был близок к одежде девушек.

В основе народного костюма туникообразная рубашка (кепе), у женщин богато украшенная вышивкой, подвесками и штаны с широким шагом (йем).

Верхняя одежда - кафтанообразная (шупар), осенью - поддевка (сах-ман), зимой - шуба из овчины (керек).

Головные уборы. Женский — хушпу - шапочка в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами, бисером; и чалма из треугольного куска ткани; девичий - тухъя полусферической или шлемовидной формы, расшитая бисером или монетами.

Украшения: головные, наспинные, нагрудные, перевязи, поясные. Они, как правило, выполнялись техникой шитья, бисером, монетами, вышивкой, аппликацией, узорным ткачеством, бахромой, кружевами.

Обувь: лапти, сапоги.

Одежда татарского народа:

Одежда татар Среднего Поволжья отразила богатую и самобытную культуру Волжской Булгарии. Это, прежде всего свободные рубахи и шаравары (штаны) с широким шагом, камзолы, бешметы и казакины в тшшю, прямоспинные чекмеки, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркоязычных народов. Каким бы изменениям под влиянием моды ни подвергалась женская рубаха, древняя основа все же сохранилась - ее, как правило, шили широкой и длиной. Этнические традиции довольно хорошо прослеживаются и в других элементах одежды татарского народа, в частности, в головных уборах. Определенная преемственность устанавливается, например, в полусферических мужских шапках татар и древнетюркских племен. Оригинальная женская шапочка «Кал-фак» также восходит к одному из элементов комплекса женского головного убора.

Национальной одежде татар присущи не только особенные черты, но и общие элементы с культурой народов, с которыми установилось у татар длительное общение.

Вплоть до середины XIX века татары всех территорий носили длинные, широкие рубахи туникообразного покроя и длинную верхнюю одежду. Этому стилю одежды у женщин соответствовали большие нагрудные украшения, широкие перевязи, широкие браслеты, а также сложный головной убор.Мужская одежда состояла из белой рубашки туникообразного покроя с воротником - стойкой. В обычае было носить двое штанов :]нижние из светлой тонкой ткани и верхние более темных тонов, чаще в полоску,Сверху надевали камзол.^Настоящим же верхним платьем для выхода на улицу в теплое время года являлся приталенный козокин или прямоспинныи джи-лян и чекмень. Зимней одеждой являлись приталенный утепленный биш-мет и шубы как облегающие фигуру, так и прямоспинные.

Подпоясывали только зимнюю одежду для тепла. Головным убором, который мужчины носили постоянно, была тюбетейка:

 В женской одежде, как и в мужской, основными были: рубашка и штаны. Далее шли: камзол, бишмет, шуба и джилян. Большей оригинальности достигла рубаха, превратившись из нательной одежды собственно в платье, хотя и носилась непременно с камзолом и сохранила туникооб-разный покрой.

, Молодые девушки и женщины носили мягкие калфачки, объемные, чтббы можно было их надеть на голову, закрыть волосы и шею. В едином комплексе с калфаком смотрелся и старинный накосник из 1 -2 полос ткани, зашитый монетами, кисточками и прочими украшениями.

I Ювелирные женские украшения этого времени - показатель материального достатка и общественного положения семьи. У женщин из богатых семей имелся полный набор украшений: перстни, кольца, браслеты разных видов.

Одежда русской национальности:

 В их одежде выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус -внутренняя суть коренного русского человека. Вот отчего в течение долгих веков, прежде всего крестьянство являлось хранителем национальных традиций в костюме. Особенно же после знаменитого указа Петра, обязавшего всех, кроме крестьян и духовенства, носить платья европейского образца. Горожане вынуждены были перейти на «немецкую» одежду, и только жители деревни продолжали носить народный костюм.

Традиционный женский наряд называют «сарафанным комплексом», так как основные его части - рубаха и сарафан. Рубаху наши предки носили с незапамятных времен - это подтверждается множеством связанных с ней поверий. По обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

В русской деревне украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую одежду, надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все. на что способны. Рукава, плечи и ворот не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, его почти сплошь покрывал вышитый или тканый узор.

Интересно, что слово «сарафан» впервые встречается на Руси в документах XIV века применительно к мужской одежде. Наиболее древний тип женского сарафана - шушпан со сплошным передним полотнищем. Но уже в прошлом веке его донашивали пожилые крестьянки, а молодежь освоила распашной сарафан, застегивающийся на ажурные металлические пуговицы. Из-за большого числа клиньев, сильно расширяющих его в подоле, он получил название клинник.

Во второй половине XIX века на смену косоклинному пришел прямой сарафан из пяти-шести полотнищ с узкими лямками: лямошник, круглый, раздувай, москвич, шубка. Поверх сарафана обычно надевали передник. Важная составная часть праздничного сарафана — плечевая одежда — душегрея. Ее надевали для тепла. Она обычно была собрана на спине красивыми складками. С рукавами называлась епанечка на лямках. Вышитый передник тоже мог иметь рукава, но чаще надевался на шею или повязывался над грудью. Ну и в праздник - красивый платок или шаль. Таков наряд крестьянок русского Севера.

Поневный комплекс (южный) состоят из рубахи; поневы - поясной одежды, типа юбки, которую надевали женщины после замужества; передника, головного убора; девичий - в форме венка или повязки оставлял голову открытой, женские головные уборы полностью закрывали волосы - «сорока» с украшениями из металлов или бисера и так далее; праздничный наряд дополнялся шейными и нагрудными украшениями, серьгами.

Первой «одеждой», которую получал новорожденный, был пояс: считалось, что он оберегает от бед. Известны самые разные опояски: тканые вязаные, плетеные.

Без головного убора костюм русской крестьянки был просто немыслим. Замужняя женщина не показывалась на люди простоволосой - это считалось большим грехом. Девушки же могли не покрывать волос. Отсюда и различие уборов: у замужней - это глухая шапочка, у девушки -перевязка, оставляющая верх головы незакрытым. Характерны шейные украшения, серьги. Традиционные элементы русской одежды были пуговицы, карманы аппликацией или небольшие карманы - кошельки.

Обувь у русских была также разнообразной. Лапти носили преимущественно в центрально - черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право. В праздники надевали обувь кожаную - сапоги, полусапожки, башмаки.

Мужской костюм был менее разнообразен, чем женский. Он состоял из рубахи-косоворотки, портов, лыковых лаптей или кожаных сапог, шляпы (картуз).

Одежда удмурдской национальности:  

В традиционном народном костюме удмуртов, бытовавшем повсеместно еще в XIX в. и начале XX, выделялось три комплекса: северный, южный и бесермянский; они соответствовали крупным этнографическим подразделениям удмуртского народа.

Североудмуртский женский костюм представлял собой один из древних типов одежды пермских народов. Шили его из белого домотканого холста, он имел туникообразный покрой и украшался вышивкой. Особенность такого покроя заключалась в том, что не было плечевого шва: основное полотнище перегибалось пополам, и к нему под прямым углом пришивали рукава и боковые полотнища, прямые или расширяющиеся книзу.

Вышивали рубашку шелковыми, шерстяными, бумажными, серебряными и позолоченными мишурными нитками. Вышивкой украшали 1рудь рубашки, рукава и подол. Основным ее элементом был геометрический орнамент: звезды, ромбы, квадраты, кресты: в расцветке преобладал красный в сочетании с синим или черным.

Нарукавная вышивка располагалась в виде широкой продольной вышитой полосы или в виде крупной овальной розетки на плече.

В XVIII - начале XIX вв. белые вышитые рубахи еще бытовали у всех северных удмуртов, позднее, до 1950-х годов, они сохранялись только у удмуртов, живущих в нижнем течении Чепцы.

Рубаху (дэрем) носили только в паре с распашным кафтаном (шортдэ-ремом) - тоже туникообразпого покроя, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол кафтана украшали вышивкой, иногда — бусами, монетами, раковинами каури; вышивка всегда сопровождалась нашитой полоской кумача. Свадебные шортдэремы украшались особенно богато, с большим количеством кумачовых полосок.в начале л_л. в. к кафтану нередки пришивали ии I цьпт.. чч^рпд, ширу. ко распространились кафтаны из клетчатой домотканины, передние поды которых были прямыми, а спинка — отрезной и присборенной в талии. Принадлежность костюма замужней женщине составляли нагрудники - кабачи, четырехугольные куски ткани, вышитые шелком. Надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. Нагрудники подразделялись на свадебные (основной узор - восьмиконечная звезда); ритуальные (с крестообразной фигурой в центре) - их надевали при молениях в священной роще; праздничные (с узором в виде ступенчатой пирамиды в центре, так называемый «светец»). В будни надевали нагрудник с мелким или неопределенным узором, без четкого композиционного решения

Теплой верхней одеждой служили длинные кафтаны из толстого сукна (сукман). Праздничные сукманы шили из черного сукна, с отрезной спинкой, с большим количеством сборок; будничные - из некрашеного сукна, приталенные, без сборок. Шубы делали из дубленой овчины.

Большим разнообразием отличались женские головные уборы: повязки, покрывала, шапки, полотенца и т. д. Самым распространенным девичьим головным убором была обшитая кумачом и монетами холщовая шапочка (такъя). Девочки 10-12 лет носили круглую шапочку, 14-15-летние — продолговатую. На свадьбу невеста надевала обе шапочки сразу.

Из головных уборов девушки обычно носили платки и налобные повязки, которые украшались позументом, густой бахромой с блестками и деревянными подвесками, обвитыми позументной нитью.

Налобные повязки носили в сочетании с головным полотенцем (чалмой), конусообразным убором типа кокошника (айшон) и платком-покрывалом (сюлык). Головное полотенце, как и айшон, носили только замужние женщины. В 50-55 лет его заменяли холщовой шапочкой с пришитыми к ней ситцевыми закругленными концами.

Конусообразный убор айшон аналогичен русскому кокошнику, мордовскому Украшения южных удмуртов состояли в основном из серебряных изделий, разнообразных жетонов, накладок, подвесок. Много было шейных украшений и чересплечных перевязей из серебряных монет, которые нашивались на основу вперемежку с бусами, раковинами каури, кораллами. Необходимым дополнением к костюму были запястья, браслеты, медальоны, серьги, кольца, у девушек—накосники. Дорогие серебряные украшения сохранялись столетиями как семейная реликвия и переходили от поколения к поколению.

Мужская и женская обувь была аналогична североудмуртской, но у удмуртов дольше бытовали лапти со специфическими чертами

удмуртского плетения.

Бесермянский костюм занимал как бы промежуточное положение между северным и южным костюмными комплексами (с перевесом в сторону южноудмуртского).

Рубашка бесермянок напоминала южноудмуртскую пестрядинную рубаху: четыре скошенных клина попарно пришивали с боков к центральному полотнищу, подол заканчивался ситцевой оборкой, рукава ниже локтя отделывали красными ткаными полосами и вышивкой. Вышивка украшала также грудь и бока грудного разреза, заканчиваясь на конце треугольником. Рубашка имела невысокий стоячий воротник и завязки вместо крючков.

Верхний кафтан был короче рубашки и имел более короткие рукава.

Бесермянская девичья такая представляла собой круглую, обшитую бисером и мелкими монетами шапочку, с шишечкой в виде столбика на макушке.

                                                           


Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/10/vospitanie-simpatii-i-uvazheniya-k-lyudyam-raznykh-natsionalnostey


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Толерантное воспитание дошкольников: опыт совместной Продукты вызывающие угревую сыпь

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Воспитание толерантного отношения детей дошкольного
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Воспитание толерантности у детей - Педагогика
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Cached
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Sredstva
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Аллергия на коже - лечение и виды кожной аллергии
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Аллергия на коже - симптомы и лечение заболевания
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Аллергия причины, симптомы и лечение аллергии, профилактика
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Аллергия. Причины, симптомы, развитие, диагностика
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей Белая диета после отбеливания зубов
Белая диета после отбеливания зубов - Асепта Более 10 лучших идей на тему «Желтый дизайн ногтей» на Виды прыщей на лице, руках, спине и теле фото и Диета после отбеливания зубов - Startsmile Интернет-магазин косметики и парфюмерии L etoile, купить духи Каталог avon 2017 смотреть онлайн Малышка Рапунцель: Уход

Похожие новости